На главную

Э К С П Е Р И М Е Н Т

Общественное мнение

Уровень интеллекта и способность к творчеству — не одно и то же, хотя иногда ошибочно считают, что они взаимопредполагают друг друга. Человек с высоким IQ не обязательно одарен в творческом плане, а человек с творческими способностями вовсе не обязательно интеллектуал.
Творческую личность отличают нонконформизм, дивергентное мышление, развитая фантазия, тяга ко всему новому и нестандартному, способность удивляться и восхищаться неожиданным поворотом событий, стремление сделать что-либо по-своему и самостоятельно, пренебрежительное отношение к традиционным бытовым ценностям и карьере, склонность к риску.
Эти свойства личности, как и интеллект, в значительной степени имеют природное, данное от рождения происхождение. Поэтому уже у маленьких детей можно заметить различия в их творческих потенциях. Как заметил один психолог, творческие способности "не создаются, а высвобождаются", намекал на внешние условия развития индивида. Социальные условия могут способствовать реализации творческого начала в человеке, а могут и одерживать, даже подавлять их. Если, например, ребёнка постоянно одёргивают, когда он хочет сделать что-либо самостоятельно и по-своему, или наказывают его за те ошибки, которые он при этом совершает, или высмеивают, то это гасит ero творческие способности, иногда безвозвратно.
Поскольку понятие конформизма сугубо важно для данной темы, остановимся на нём подробнее.
Конформизм - это внешнее следование принципам и ценностям социальной группы, в которую волею судьбы включён индивид, при внутреннем несогласии его с этими ценностями и принципами. Короче говоря, это психологическое давление группы на индивида, которому последний подцаётся из страха быть изгнанным из этой группы, оказаться "не как все".
Ярким примером конформного поведения является следующий эксперимент с детьми 5-6 лет в детском садике. Была приглашена группа детей в 6-7 человек. Их усадили за стол и поставили на него две пирамидки из колец — одну белую, а другую чёрную.
Далее было сказано: "Сейчас в комнату зайдёт Серёжа (дети xopoшo знают Серёжу, а он — их). Давайте пошутим над ним: будем говорить, что обе пирамидки чёрные. Но сначала потренируемся".
И экспериментатор обращается к ближайшей девочке:
— Оля, сколько на столе пирамидок?
— Две, — отвечает Оля.
— А какого они цвета?
— Чёрные, — говорит Оля, соблюдая договорённость.
— Обе чёрные?, — уточняет экспериментатор.
— Да, обе, — говорит девочка.
И так далее, пока все дети твёрдо не усвоили, как нужно себя вести. Но вот в комнату входит Серёжа и усаживается за стол. Экспериментатор один за другим обращается к детям с вопросом, какого цвета пирамидки. И все дружно отвечают, сохраняя серьёзность, что обе пирамидки чёрные.
Кинокамера фиксирует происходящее и особенно — лицо Серёжи. На нём сменяется гамма чувств: от удивления до недоумения и растерянности. Наконец очередь доходит до него.
— Скажи, Серёжа, сколько пирамидок на столе ?
— Две, — отвечает мальчик.
— А какого они цвета ?
— Чёрные, — говорит он несколько неуверенно.
— Обе чёрные?
— Обе, — говорит мальчик. Видно, что каждое слово даётся ему с трудом.
И тут экспериментатор делает коварный ход:
— Серёжа, дай мне, пожалуйста, белую пирамидку.
Мальчик с готовностью и видимым облегчением приподнимается, берёт и протягивает ему белую пирамидку.
Наступает кульминация.
— Как же так, ты говорил, что обе пирамидки чёрные, а даёшь мне белую?, — укоризненно говорит психолог.
— Не знаю, — подавленно шепчет мальчик, опустив голову, и по его щекам начинают катиться слёзы.
Это надо видеть. Хотя, конечно, эксперимент не лишён некоторой жестокости...
И так ведут себя большинство детей. Очевидно, они не хотят конфликтовать с группой, не хотят быть "белой вороной", и поэтому подавляют в себе желание сказать то, что видит их глаза. Но самое любопытное и важное, что из десяти детей находятся 1 — 2 , которые не поддаются давлению группы, и упрямо твердят, что одна пирамидка чёрная, а другая — белая. Хотя видно, что это даётся им не всегда легко. Это и есть нонконформное поведение — явный признак либо творческих задатков, либо задатков лидера. Такое поведение всегда требует определённого мужества.


[ГЛАВНАЯ] [ПРЕДИСЛОВИЕ] [ОГЛАВЛЕНИЕ]
[ЧаВО] [ССЫЛКИ] [ГОСТЕВАЯ]
[РАСПЕЧАТАТЬ СТРАНИЦУ]
http://demonstrator.narod.ru
Дизайн и поддержка ©2001 Пылёв Юрий. Все права соблюдены.
Вверх!
Сайт создан в системе uCoz